2. Актуализация знаний
Словарная работа, подводящая к теме урока
|
- Чтобы узнать, над какой темой мы будем сегодня работать, напишем небольшой буквенный диктант. Будьте внимательны!
-1-я буква – соответствует последней букве в слове класс (С)
2-я – соединяет части сложного слова ПАРОВОЗ (о)
3-ю букву мы бы написали на конце слова АДРЕС (с)
4-я – на конце слова БИЛЕТ (т)
5-я – на месте безударного гласного звука в корне слова МАШИНА (а)
6-я буква – на месте непроизносимого согласного в слове ЗДРАВСТВУЙ (в)
………………………………………
1-я буква – последняя буква в слове волос (с)
2-я – на месте непроизносимого согласного в слове СОЛНЦЕ (л)
3-я – на месте безударного гласного в названии столицы нашего государства (о)
4-я – на месте парного согласного в конце корня слова СПРАВКА (в)
5-ю – вы бы написали в слове на месте безударного гласного звука в слове НАРОД (а)
- Продемонстрируйте и оцените свои работы.
- Прочитайте название темы урока.
Определим цель и задачи урока.
|
Мыслительные операции и учебные навыки
|
Коммуникативные (согласование действий с партнёром);
познавательные
(общеучебные);
регулятивные
(коррекция, оценка)
|
3. Постановка учебной задачи.
|
Слайд №1
- Что же такое состав слова? Когда ещё вам приходилось слышать слово состав? Давайте посмотрим на это слово с точки зрения его толкования и заглянем в толковый словарь.
Слайд №2
- Итак, какое это слово, судя по количеству значений? (Многозначное)
- Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие знания нам потребуются?
Составим предложения с каждым словом « состав»
(На этикетке написан состав продукта.
На уроке мы изучали состав слова. Железнодорожный состав мчался по рельсам.
Какие части слова вы знаете? Дайте определения.
- Пока мы с вами придумывали предложения, у Маши и Миши уже возник спор.
На доске написано слово ПРОВОДНИК (кто это?) Миша считает, что в нём 3 части, а Маша думает, что 4 части. Кто прав?
Докажем .
|
Знакомятся с новым понятием с разных точек зрения, ставят цели
|
Регулятивные
(целеполагание);
познавательные
(общеучебные, логические);
коммуникативные (построение речевых высказываний)
|
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
|
Слайд № 3
(стр. 74-75)
- С чьим мнением вы согласны? Почему? А почему ошибся Миша? Все ли слова имеют такой же состав, как и слово ПРОВОДНИК?
(Нет, у каждого слова – свой состав, а слов очень много)
- А что нужно знать и уметь, чтобы не ошибиться? (Части слова, их место в слове, значение и назначение; умение делать разбор слова по составу)
- Да, действительно, слов в русском языке очень много, но сегодня мы сможем понаблюдать за целыми группами слов и посмотрим на них с точки зрения их состава.
|
Составляют план достижения цели и определяют средства (рассматривание слов с разных точек зрения; алгоритм разбора слова по составу)
|
Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем);
коммуникативные (построение речевых высказываний)
|
5. Первичное закрепление,
воспроизведение материала на новом уровне
6. Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
№79 – работа с Обратным словарём
(Словарный список: слова на –иха: ежиха, моржиха, слониха, портниха, лосиха, ткачиха, зайчиха, волчиха, паучиха; кроме слова повариха )
- Когда мы уже работали с этими словами? (Когда изучали, как делаются слова)
- Итак, что можете сказать о составе этих слов? (Их состав одинаковый)
- Из каких частей состоит каждое слово? (Из корня, суффикса и окончания)
- Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно? ( Суффикс и окончание)
- Это придаёт им что-то общее? Что именно с точки зрения смысла? ( Суффикс –их- в словах-предметах показывает, что все эти слова женского пола; окончание –а – все слова – женского рода)
- Разберём по составу первые 3 слова, используя алгоритм разбора. (Спрашиваю 3-х человек)
- Проверим.
Слайд № 4
Физкультминутка упр.для осанки.
№ 80 – работа с Обратным словарём
(Словарный список: слова на – ик: лобик, зубик, кубик, …., ёжик, чижик,…., гномик)
-Миша и Маша уверены, что каждое из этих слов состоит из 3-х частей. Вы согласны? Докажите. (У каждого из этих слов есть корень, суффикс и нулевое окончание)
- Какой оттенок смысла сообщает всем словам суффикс – ик? (Уменьшительно-ласкательный)
- О чём нам говорит нулевое окончание?( О том, что сейчас его не видно, а появится оно, если форму слова изменить.
- Измените (устно). (Лобики, нет зубика, кубики, у ёжика и т.д.)
- Выполните разбор 3-х любых слов по составу.
- Проверим.
Слайд №5
- У кого такой же разбор?
Слайды №6-9
Отгадайте загадку и запишите:( запись на доске и втетради)
Ягоды сваренные в сахаре (варенье)
Мастер по приготовлению пищи(повар)
Маленький варёный пирожок (вареник)
Разберите слова по составу: варенье, повар, вареники.
Какие слова (родственные) Почему?
- Разбери по составу слова
Записка, поливка, разгрузка, загадка, подставка
(по цепочке на доске)
- Выполните задания в тетради Т.с39 упр. 52 ученик читает задание, обсуждение, самостоятельное выполнение.
-Итак, мы поработали с разными группами слов. С каких точек зрения мы их рассматривали? Можем ли сказать, что между смыслом слов и их составом есть связь? В какой последовательности выполняли разбор слов по составу?
- Кому было трудно? В чём сомневались?
- Оцените работу.
|
Выполнение упражнений учебника
Решают типовые задания с наблюдением за группами слов с одинаковым составом, находят общее с точки зрения смысла, проговаривают алгоритм разбора вслух
(упражнения под музыку)
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Индивидуальная работа на карточках
|
Регулятивные
(коррекция, оценка);
познавательные (общеучебные, логические)
коммуникативные
|